Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах в 2024 году
Алтайский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Еврейская автономная область
Забайкальский край
Ивановская область
Иркутская область
Кабардино-Балкарская Республика
Калининградская область
Калужская область
Камчатский край
Карачаево-Черкесская Республика
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Москва
Московская область
Мурманская область
Ненецкий АО
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Пермский край
Приморский край
Псковская область
Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Республика Калмыкия
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Крым
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия — Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва
Республика Хакасия
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Санкт-Петербург
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Севастополь
Смоленская область
Ставропольский край
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Удмуртская Республика
Ульяновская область
Хабаровский край
Ханты-Мансийский АО — Югра
Челябинская область
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Чукотский АО
Ямало-Ненецкий АО
Ярославская область
Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах предоставляются как в рамках переданных федеральным центром полномочий, так в рамках регионального законодательства.
Действующая система социальной защиты населения в регионах носит преимущественно категорийный характер. На региональном уровне оказывается социальная поддержка таким категориям граждан, как:
- ветераны труда;
- труженики тыла;
- ветераны военной службы;
- участники вооруженных конфликтов в мирное время;
- члены семей погибших;
- лица, удостоенные региональных почетных званий, и имеющие особые заслуги;
- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
- доноры (кроме граждан, награжденных знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР");
- пенсионеры, не относящиеся к льготным категориям;
- лица пожилого возраста старше 80-ти лет;
- граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- граждане, страдающие социально-значимыми, хроническими и тяжелыми заболеваниями;
- дети из отдельных категорий семей (многодетные семьи, одинокие матери, студенческие семьи, семьи с родителями-инвалидами и т.п.);
- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством);
- беременные женщины и кормящие матери;
- малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане;
- обучающиеся лица, студенты и некоторые другие категории граждан.
В последнее время усиливается адресный принцип оказания социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам страны. Усиление адресности в условиях финансового дефицита и в целях повышения эффективности использования имеющихся средств предполагает, с одной стороны, сокращение количества людей, имеющих право на получение социальной помощи, а с другой стороны, оказание действенной, реальной поддержки наиболее бедным семьям. Адресный подход подразумевает направление социальных пособий и льгот группам лиц, пользующихся приоритетом с точки зрения социальной политики.
В настоящее время в субъектах РФ действует система социальной помощи, основанная на региональных программах социальной защиты населения, методология которых была разработана в начале 90-х годов. Содержание региональных программ социальной защиты населения, их структура и основные направления оказания помощи во многом определяются состоянием социально-экономической ситуации в конкретном регионе.
Основными блоками региональных программ являются меры по социальной защите:
- всего населения в регионе;
- трудоспособного населения;
- нетрудоспособного населения;
- граждан, попавших в сложные жизненные ситуации.
Меры, рассчитанные на защиту всего населения, направлены на обеспечение важнейших социальных гарантий в области здравоохранения, образования, жилья и культуры, а специальные меры по защите трудоспособного населения обеспечивают, прежде всего, защиту от массовой безработицы.