Мэра Москвы попросили вернуть студентам право на льготный проезд

20.11.2020 г. Новости Москвы

Мэра Москвы попросили вернуть студентам право на льготный проездЮрист объяснила, почему указ городских властей о блокировке социальных карт может быть неправомерным

На сайте общественных инициатив Change.org была опубликована петиция, адресованная мэру Москвы Сергею Собянину. Авторы обращения требуют разблокировать московским студентам социальные карты для льготного проезда в общественном транспорте, сообщает mskgazeta.ru.

Активисты считают такие меры необоснованными, так как, по их словам, с переходом на дистанционную форму обучения они по-прежнему продолжают учиться и остаются студентами ВУЗов. Отмечается, что переход на «дистанционку» это не каникулы. Также в столице не введен карантин или режим ЧС. Помимо этого, авторы выразили сомнение в том, что блокировка социальных карт будет способствовать снижению распространения вируса COVID-19.

«Мы, студенты, всё равно ездим и будем ездить – на работу, по делам, в библиотеки (работы над курсовыми и диссертациями никто не отменял), больницы и т.д. Но поскольку богаче при этом мы не стали, то требуем вернуть урезанные льготы!» — пишут авторы петиции.

Кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко рассказала «Московской газете», что если касаться целой категории граждан, которые лишены права льготного проезда в Москве, то постановка вопроса о лишении льгот указом мэра, в то время как вводились эти льготы законами города Москвы, вполне правомерна.

Юрист объяснила, что согласно ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС» в условиях угрозы ЧС власти региона вправе принимать лишь экстренные меры реагирования и утверждать правила, обязательные для исполнения населением. То есть столичные власти могут ограничить проход в зоны угрозы ЧС.

«Обратите внимание: именно ограничить, то есть не пропускать туда людей в особо опасные часы или места скопления граждан. Но не сделать этот проход платным. В данном случае региональный акт может быть похож на имущественный ценз при ограничении права на проход в общественный транспорт. Получается, проходят те, у кого есть деньги на проезд, а не те, для кого это менее опасно».

Юрист отметила, что сами региональные льготы на проезд могут быть приостановлены или отменены законом, принятым Мосгордумой.

«Если бы депутаты приняли поправки к столичным законам и предоставили мэру специальное полномочие в рамках режима повышенной готовности, позволяющие ему решать вопросы, касающиеся реализации права граждан на соцобеспечение, тогда бы можно было сказать, что закон соблюден, а блокировка проездных правомерна. Сейчас же указ принят вне компетенции мэра, — отметила Екатерина Скосаренко. — В случае противоречия указа мэра региональным законам действуют акты более высшей юридической силы. То есть продолжают действовать законы города Москвы, определяющие круг льготников и порядок реализации их права на бесплатный проезд».

Специалист объяснила, что каждый из граждан, кто мог пострадать от неправомерного акта, лишающего права на социальное обеспечение, может претендовать на компенсацию морального вреда согласно Определению Верховного Суда РФ по делу № 16-КГ19-2 от 22 апреля 2019 года.

По словам юриста, Верховный Суд в Определении указал, что соцобеспечение неразрывно связано с личными неимущественными правами и благами граждан, а незаконное лишение льгот должно быть компенсировано.

«Московская газета» обратилась за комментарием в Ассоциацию Профсоюзных Организаций Студентов ВУЗов г. Москвы. В Ассоциации ситуацию комментировать отказались.

В некоторых ВУЗах Москвы руководство идет на встречу студентам. Так, например, студенты Российской академии музыки имени Гнесиных, обучающиеся по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и посещающие индивидуальные и мелкогрупповые занятия в очной форме, могут оформить заявление на компенсацию расходов на проезд в общественном транспорте.

Напоним, с 13 ноября 2020 по 15 января 2021 года в Москве введены новые антикоронавирусные ограничения. Согласно новым мерам, городские колледжи и высшие учебные заведения переведены на дистанционную форму обучения. Студентам рекомендуется без необходимости не покидать место жительства, при этом их транспортные карты блокируются.

Также Департамент транспорта в своем официальном ТГ-канале сообщал, что штрафы за выход на улицу и прогулки по ТЦ для переведенных на дистанционное обучения детей и подростков не предусмотрены. Однако им рекомендовано воздержаться от необязательных поездок.

Юрист объяснила, почему указ городских властей о блокировке социальных карт может быть неправомерным

На сайте общественных инициатив Change.org была опубликована петиция, адресованная мэру Москвы Сергею Собянину. Авторы обращения требуют разблокировать московским студентам социальные карты для льготного проезда в общественном транспорте.

Активисты считают такие меры необоснованными, так как, по их словам, с переходом на дистанционную форму обучения они по-прежнему продолжают учиться и остаются студентами ВУЗов. Отмечается, что переход на «дистанционку» это не каникулы. Также в столице не введен карантин или режим ЧС. Помимо этого, авторы выразили сомнение в том, что блокировка социальных карт будет способствовать снижению распространения вируса COVID-19.

«Мы, студенты, всё равно ездим и будем ездить – на работу, по делам, в библиотеки (работы над курсовыми и диссертациями никто не отменял), больницы и т.д. Но поскольку богаче при этом мы не стали, то требуем вернуть урезанные льготы!» — пишут авторы петиции.

Кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко рассказала «Московской газете», что если касаться целой категории граждан, которые лишены права льготного проезда в Москве, то постановка вопроса о лишении льгот указом мэра, в то время как вводились эти льготы законами города Москвы, вполне правомерна.

Юрист объяснила, что согласно ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС» в условиях угрозы ЧС власти региона вправе принимать лишь экстренные меры реагирования и утверждать правила, обязательные для исполнения населением. То есть столичные власти могут ограничить проход в зоны угрозы ЧС.

«Обратите внимание: именно ограничить, то есть не пропускать туда людей в особо опасные часы или места скопления граждан. Но не сделать этот проход платным. В данном случае региональный акт может быть похож на имущественный ценз при ограничении права на проход в общественный транспорт. Получается, проходят те, у кого есть деньги на проезд, а не те, для кого это менее опасно».

Юрист отметила, что сами региональные льготы на проезд могут быть приостановлены или отменены законом, принятым Мосгордумой.

«Если бы депутаты приняли поправки к столичным законам и предоставили мэру специальное полномочие в рамках режима повышенной готовности, позволяющие ему решать вопросы, касающиеся реализации права граждан на соцобеспечение, тогда бы можно было сказать, что закон соблюден, а блокировка проездных правомерна. Сейчас же указ принят вне компетенции мэра, — отметила Екатерина Скосаренко. — В случае противоречия указа мэра региональным законам действуют акты более высшей юридической силы. То есть продолжают действовать законы города Москвы, определяющие круг льготников и порядок реализации их права на бесплатный проезд».

Специалист объяснила, что каждый из граждан, кто мог пострадать от неправомерного акта, лишающего права на социальное обеспечение, может претендовать на компенсацию морального вреда согласно Определению Верховного Суда РФ по делу № 16-КГ19-2 от 22 апреля 2019 года.

По словам юриста, Верховный Суд в Определении указал, что соцобеспечение неразрывно связано с личными неимущественными правами и благами граждан, а незаконное лишение льгот должно быть компенсировано.

«Московская газета» обратилась за комментарием в Ассоциацию Профсоюзных Организаций Студентов ВУЗов г. Москвы. В Ассоциации ситуацию комментировать отказались.

В некоторых ВУЗах Москвы руководство идет на встречу студентам. Так, например, студенты Российской академии музыки имени Гнесиных, обучающиеся по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и посещающие индивидуальные и мелкогрупповые занятия в очной форме, могут оформить заявление на компенсацию расходов на проезд в общественном транспорте.

Напоним, с 13 ноября 2020 по 15 января 2021 года в Москве введены новые антикоронавирусные ограничения. Согласно новым мерам, городские колледжи и высшие учебные заведения переведены на дистанционную форму обучения. Студентам рекомендуется без необходимости не покидать место жительства, при этом их транспортные карты блокируются.

Также Департамент транспорта в своем официальном ТГ-канале сообщал, что штрафы за выход на улицу и прогулки по ТЦ для переведенных на дистанционное обучения детей и подростков не предусмотрены. Однако им рекомендовано воздержаться от необязательных поездок.


Читайте также последние новости по социальной поддержке граждан


Все новости по социальной поддержке граждан


Книги по социальной поддержке



Сегодня в продаже:
  • Проблемы Общей части права социального обеспечения. Монография
    Издательство: Проспект. Год: 2017.

    Актуальность монографии чрезвычайно велика в связи с тем, что до настоящего времени в стране отсутствует законодательное закрепление основополагающих начал данной отрасли права, таких как цели, задачи, принципы, предмет правового регулирования и др. В монографии подводится некий итог развития и состояния научной мысли по основным теоретическим проблемам Общей части права социального обеспечения на момент ее издания, позволяющий формировать системное...

  • Практические основы социальной защиты населения. Учебное пособие
    Издательство: Лань. Год: 2019. Серия: Учебники для вузов. Специальная литература.

    В учебном пособии рассмотрены темы по курсам дисциплин "Основы социальной работы", "Социальная политика", "Социальная геронтология", "Пенсионное обеспечение", "Социальное страхование". Учебное пособие содержит изложение основных теоретико-методологических вопросов социальной работы,...